Не требуется разрешение на строительство в случаях

Содержание

Все случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется

Не требуется разрешение на строительство в случаях
Здания, сооружения, возводимые без согласования с уполномоченными органами, сносятся.

Застройщик подлежит административному наказанию. Снос осуществляется по решению судебной инстанции или без ее вмешательства. Все зависит от ситуации.

Разрешение на строительные работы необходимо: наличие документа убережет застройщика (как обычного гражданина, так и юридическое лицо) от неблагоприятных правовых последствий в будущем.

Разберем подробнее, когда нужно получать разрешение на строительство, а в каких случаях выдача этого документа не требуется и почему.

Понятие и назначение документа

Документ, дающий право участникам строительства на возведение или реконструкцию объектов недвижимости – разрешение на строительство.

Назначение документа:

  • подтверждение соответствия проекта нормам и требованиям ГПЗУ, документации проектного назначения по межеванию, планированию участков;
  • одобрение на проведение строительных, реконструкционных работ по строениям, отнесенных к капитальным.

Разрешение на строительство, в общем смысле, требуется во всех случаях, когда планируется возведение, реконструкция сооружений капитального назначения.

В законе предусмотрены исключения: на практике применения положений закона вызывает трудности из-за нечеткого определения – что относится к объектам капитального строительства.

Разрешение на строительство необходимо на все здания, строения, за исключением некоторых объектов.

Особое внимание уделяется объектам недвижимости, находящимся в зонах, особо охраняемых законами государства – объектам культурного наследия. В большинстве случаев, строительство на этих территориях не одобряется, реконструкция – разрешается.

Исключения из общих правил получения разрешения на строительные работы указаны в ст. 51, ч. 17 Градостроительного Кодекса.

Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования

Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:

  1. Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
  2. Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
  3. Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.

В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.

Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.

Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:

  • минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
  • сооружение не функционирует без головного объекта;
  • конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
  • обособленность вспомогательного объекта;
  • наличие отдельного входа.

Таким образом, при строительстве объекта вспомогательного назначения, законодатель не предусматривает необходимость получения разрешительной документации на строительные работы. Из этого следует, что застройщик не получает одобрения на ввод в работу вспомогательного объекта.

Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.

Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.

В частности:

  1. Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.
  2. N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
  3. Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.

    В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.

Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.

Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.

Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.

Как получить, кем выдается?

При необходимости получения разрешения обращаются в местную администрацию, на территории которой возводится сооружение. Единого органа власти, который занимается выдачей разрешения, не существует, так как все зависит от конкретного объекта, региона его нахождения.

Местный орган власти подскажет, в какую государственную инстанцию следует обратиться. Застройщик поймет, кто будет заниматься разрешением: вариантов много.

Обычно выдачей этого документа занимаются такие инстанции, как:

  • местные органы власти,
  • Департаменты (региональный уровень),
  • орган строительного надзора (Госстройнадзор).

Иногда в выдаче документа принимают участие государственные инстанции:

  • Роспотребнадзор,
  • Управление Министерства Природных ресурсов и экологии,
  • Росатом,
  • Управление Министерства культурного развития и т.д.

Застройщик имеет право обратиться лично за разрешением или действовать через представителя, составив на него доверенность. Проще всего обратиться за разрешением через МФЦ.

МФЦ – учреждение, выполняющее посреднические функции между населением и уполномоченными государственными инстанциями, оказывающими правовые услуги. Сотрудник МФЦ принимает комплект документов, отправляет их в соответствующее ведомство.

На выдачу разрешения обращаются через портал Госуслуги.ру (в привязкой сайта Мосуслуги.ру), дистанционно. Для этого нужно зарегистрироваться на портале, получить подтвержденную учетную запись.

Это означает полный доступ пользователя ко всем, без исключения услугам, интеграцию портала Госуслуги.ру в Мосуслуги.ру. Для получения разрешения необходима электронная подпись.

Электронная подпись (сокр. ЭЦП) – аналог собственноручной подписи заявителя. Ее выдают аккредитованные фирмы, взимая плату за услугу. Электронная подпись имеет разновидности: простая или усиленная. Разница состоит в том, что на оказание определенных услуг действует только усиленная электронная подпись.

Порядок дистанционного оформления разрешения регламентируется постановлением Московского Правительства, если разрешение выдается в Москве. Постановление — 17 апреля 2012 № 145- ПП. В этой ситуации разрешением занимается Мосгосстройнадзор. Срок оформления услуги – 5 дней, исключая выходные. Внимание: услуга предоставляется бесплатно!

В предоставлении разрешения уполномоченный орган может отказать по причинам, перечисленным в Градостроительном Кодексе. Отказ от государственных инстанций во всех случаях, связанных с оказанием правовой услуги, должен быть мотивированным.

Простыми словами: заявитель должен понимать причину отказа. Она излагается коротко, четко и ясно, с указанием на положения закона.

Отдельные нюансы, связанные с пробелами законодательства

Градостроительный Кодекс РФ не дает перечня объектов капитального строительства. Признаки объектов вспомогательного назначения указаны, но четкого понимания и разграничения не существует.

Пробел в законодательстве выражается в путанице понятий, непониманию со стороны потребителя порядка правоприменения положений закона.

Это порождает досадные ошибки, неблагоприятные для граждан и организаций юридические последствия.

Например, человек искренне полагает, что на его земельном участке возводится не объект капитального строительства, а вспомогательное сооружение. Он допускает ошибку, не обращается за разрешением.

Рассмотрим частный случай пристройки балкона к многоэтажному дому на первом этаже. Собственники по-разному стараются облагородить жилище, тем более, если речь идет о вторичном рынке жилья.

Отсутствие лоджии в квартире на 1 этаже стараются компенсировать за счет пристройки балкона к многоэтажному дому (сокр. МКД). Ситуация сложная с правовой точки зрения.

И здесь возможно только два варианта:

  1. Демонтаж балконной плиты, разделяющей конструкции заключается в изменении параметров МКД. Собственник может присоединить балкон по желанию. Но на это он получает одобрение всех жильцов МКД. Разрешение на строительство балкона ему не нужно!
  2. Присоединение балкона невозможно без демонтажа конструкций дома несущего назначения. В этой ситуации речь идет о реконструкции дома. Значит, необходимо разрешение на строительство.

Эти варианты не описаны законодателем. Градостроительный Кодекс не дает понимания отдельных ситуаций, которые возникают в сфере строительства. Поэтому при решении похожих вопросов следует обратить внимание на подзаконные акты уполномоченных ведомств.

В частности, в вопросах перепланировки и реконструкции помещений, присоединений вспомогательных помещений (по ЖК РФ балкон относится к таким помещениям), опираемся на Письмо Минстроя №28475-ОГ/04 от 2019 года.

Заключение

Застройщики получают разрешение, если возводят объекты капитального назначения. Точного списка в законе найти не получится. Без наличия разрешения стройка незаконна.

С 2018 разрешение на строительство дома под ИЖС не получают. Достаточно уведомления: его посылают в начале и конце работ. Но при условии, что дом соответствует требованиям строительство под ИЖС.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/razreshenie-na-stroitelstvo/ne-trebuetsya

В каких случаях не требуется разрешение на строительство

Не требуется разрешение на строительство в случаях

Строительство на земельном участке должно быть официально оформлено. То есть прежде чем построить, необходимо получить разрешение на это.

В этой статье мы подробно разберём, на какие постройки и строительные работы необходимо оформлять разрешение, а какие строительные работы можно выполнить и без этого. Также отметим, чем грозить неоформленная постройка собственнику.

Строительство – в каких случаях получение разрешения требуется

Правила оформления строительных работ изложены в Гражданском и Градостроительном кодексах. Если гражданин нарушает эти правила, то он наказывается в соответствии с КоАП РФ. Итак, когда получения разрешения будут требовать (Градостроительный кодекс РФ):

  • При строительстве или реконструкции объекта капитального строительства на участке, который предоставлен гражданину для ведения необходимых работ, связанных с пользованием недр.
  • Если планируется строительство объекта атомной энергетики.
  • Если планируется строительство или реконструкции объекта космической инфраструктуры.
  • Если планируется строительство или реконструкции гидротехнических объектов первого и второго классов.
  • Если планируется построить объект капитального строительства, если его реконструкция будет проводиться на охраняемой природной территории.
  • Если планируется проведение реконструкции объекта культурного наследия, если в процессе будут затронуты характеристики безопасности такого объекта.

Когда не требуется разрешение на строительство по Градостроительному Кодексу РФ

Есть случаи, когда получение разрешения на постройку не нужно брать. Они прописаны в градостроительном кодексе. Итак, разрешение на строительство не требуется в случае:

  • Если гражданин планирует построить на своём земельном участке гараж, который будет использоваться исключительно для собственных целей, а не для осуществления предпринимательской деятельности. Также не нужно разрешение для строительства на участке, который является дачным хозяйством.
  • При планировании гражданином постройки или реконструкции объекта, не относящегося к объектам капитального строительства.
  • Если гражданин планирует строительство на земельном участке сооружения вспомогательного использования, например, постройка на дачном участке — это может быть гараж.
  • Если планируются изменения в объекте капитального строительства и его частей, но при этом изменения не будут затрагивать характеристики надёжности и безопасности, которые разрешены при строительстве и реконструкции зданий. Также разрешение нужно при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
  • При планировании строительства или реконструкции буровых скважин, если есть согласованный технический проект разработки месторождений полезных ископаемых или есть другая документация на выполнение работ, которые связаны с использованием участков с недрами.

В принципе нет ничего сложного. Но, может возникнуть логичный вопрос, как определить является ли объект капитальным? Если говорить о практике, то определиться с таким понятием удаётся не всегда. Но вот что говорить градостроительный кодекс по этому поводу:

В соответствии с Градостроительным Кодексом, объектом капитальной постройки признаются – здания, дома, строения, сооружения, объекты, процесс строительства которых ещё незавершён. Исключение составляют только временные постройки, навесы, киоски и другие подобный постройки.

Чтобы отнести объект к капитальной постройке необходимо выяснить является ли он недвижимым имуществом. Если ответ положительный, тогда его можно отнести к объекту капитального строительства. В гражданском кодексе есть точное определение недвижимого имущества:

  • К недвижимому имуществу можно отнести земельные участки, участки недр и все объекты, которые прочно связаны с участком.
  • Объекты, которые невозможно переместить с одного места на другое без ущерба, в том числе здания, сооружения и объекты незавершённого строительства.
  • К недвижимым объектам можно отнести и воздушный, морские суда внутреннего плавания, которые подлежат государственной регистрации.
  • К недвижимым объектам можно отнести жилые и нежилые помещения (дома, гаражи), а также помещения для автомобилей, если их границы описаны в кадастровом паспорте дома.

Строительство вспомогательных объектов и скважин – нужно ли получение разрешения

Чаще всего в судебной практике встречаются дела по оформлению или неоформлению объектов, которые строятся на дачном участке для использования в некоммерческой деятельности. Как правило, эти постройки совместной инфраструктуры и предназначены обслуживать дом.

Зачастую, сарай могут признать объектом недвижимости, а не вспомогательным объектом. Это происходит по причине того, что нет чётко определения в законе качеств, по которым можно было бы отличить вспомогательную постройку.

Итак, вспомогательной постройкой является объект, который предназначен для содержания жилого дома или для ведения хозяйства.

Также часто рассматриваются дела об обустройстве скважин на участке. Отметим, что вы имеет право пробурить скважину, глубина которой не будет превышать 5 метров. Чтобы не возникло неприятных ситуаций, лучше всего обратиться в орган надзора за природными ресурсами и расспросить их о получении документов на обустройства скважины.

Реконструкция и строительство временного объекта

В некоторых случаях реконструкция и реставрация здания может повлечь за собой изменения масштаба здания, перепланировку и смену прежнего функционирования постройки. Именно поэтому, в законе чётко прописано, в каких случаях разрешение не выдаётся:

  • Если реконструкция не несёт за собой изменение габаритов постройки.
  • Если реконструкция не изменяет и не затрагивает полосы земелеотведения.
  • Если для реконструкции не выделяется охранная природная зона. При этом допускается затрагивать коммуникационные системы, связанные со зданием.

К временным постройкам законодатель относит киоски и павильоны, площадь которых составляет 30 квадратным метров. Эти постройки не могут возводиться на капитальном фундаменте, исключительно мелкозаглубленные облегчённые основания. Сюда же можно отнести передвижные сооружения. Они устанавливаются без разрешительных документов.

Дороги и линии электропередачи и связи – нужно ли разрешение для них

Для строительства дороги можно не получать разрешения только в том случае, если она будет выполнять функцию подъезда к земельному участку или является местом для общего пользования. В эту категорию можно отнести и инженерно-техническую коммуникацию, которая должна выполнять следующие функции:

  • Автостоянка.
  • Съезд.
  • Участок примыкания.
  • Переходная скоростная зона.

Разрешение на строительство не требуется:

  • Если прокладывается кабельная линия, которая подключается к линейному капительному зданию.
  • Если планируется сделать дорогу в дворах дома.
  • Если необходимо проложить электрические линейные сети: воздушного, кабельного, комбинированного типа. Мощность сетей не должна превышать 10 кВт.

Материал по теме  Как выбрать гидравлическую тележку?

Также без разрешения устанавливаются системы блочной канализации.

Где нужно брать разрешение на постройку – какой уполномоченный орган обязан выдавать разрешение

Разрешение на постройку выдаётся следующими органами:

1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдаётся разрешение в случаях:

  • Если планируется капитальное строительство на территории нескольких субъектов страны.
  • Если планируется строительства линейного объекта на участке закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъекта.
  • Если планируется реконструкция капитального строения, который находится на территории нескольких субъектов.

2. Орган исполнительной власти субъекта выдаёт разрешение в случае:

  • Если возведение постройки планируется на территории нескольких муниципальных образований.
  • Если планируется реконструкция на территории нескольких муниципальных образований.

3. Орган местного самоуправления выдаёт разрешения:

  • Если планируется возведение постройки на территории нескольких поселений или на межселенной территории, которые не выходят за границы муниципального района.
  • Если планируется реконструкция объекта, который находится на территории нескольких поселений.

Эти пункты являются исключениями. Для обычной постройки необходимо получить разрешение от органа местного самоуправления.

Итак, мы разобрали случаи, когда разрешение на строительство или реконструкцию необходимо и в какой орган обратиться за разрешением. Также выяснили, когда разрешение не требуется. Все пункты указаны в Градостроительном Гражданском кодексах нашей страны.

Источник: https://pravovik.guru/zemelnye-voprosy/razreshenie-na-stroitelstvo-v-kakih-sluchayah-ne-trebuetsya.html

Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816

Не требуется разрешение на строительство в случаях

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 и пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство;

изменения, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г.

N 1300 “Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7089; 2016, N 19, ст.

 2706; 2018, N 28, ст. 4227).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 269 “Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 12, ст. 1715);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1064 “Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 34, ст. 4896).
Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииМ. Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 12 ноября 2020 г. N 1816

Перечень
случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории

1. Строительство, реконструкция:

объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором – седьмом и девятом – тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 1816 “Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”;

газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 мегапаскаля.

2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:

строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;

строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;

общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.

3. Строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

4. Строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

УТВЕРЖДЕН
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 12 ноября 2020 г. N 1816

Перечень
случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство

Строительство, реконструкция:

линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;

линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;

тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно;

водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;

линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;

линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;

отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;

автомобильных дорог IV и V категории;

объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;

местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;

пешеходных улиц и площадей городов;

парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 12 ноября 2020 г. N 1816

Изменения,
которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

1. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

“9. Защитные сооружения гражданской обороны, сооружения инженерной защиты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.”.

2. В пункте 18 слова “на дворовых территориях многоквартирных жилых” заменить словами “на придомовых территориях многоквартирных”.

3. Пункт 24 дополнить словами “, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции”.

4. Дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31.

Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).”.

Источник: https://base.garant.ru/74929136/

На какое строительство не требуется разрешение?

Не требуется разрешение на строительство в случаях

При выполнении большей части работ по строительству или ремонту объектов получение разрешения обязательно. Выполнение мероприятий без такого документа запрещено на законодательном уровне. Но существуют исключения.

Некоторые работы можно выполнять без дополнительной бюрократической волокиты.

На какое строительство не требуется разрешение? Какие задачи нельзя решить без одобрения уполномоченных органов? С какими трудностями приходится столкнуться при оформлении? Поговорим об этом подробно.

В каких случаях требуется разрешение на строительство?

Информация по вопросу статьи изложена в ГрК РФ, в статье под номером 51. В ней указано, что под разрешением на строительство понимается документ, который:

  • Подтверждает соответствие проекта действующим нормам и требованиям ГПЗУ, проектной документации по межеванию и планированию территории.
  • Позволяет вести строительные (реконструкционные) работы капитальных сооружений.

Рассматривая, в каких случаях требуется разрешение на строительство, эксперты отвечают — во всех, когда речь идет о возведении (восстановлении) капсооружений. В законодательстве предусмотрены исключения, но они не всегда применяются  на практике.

Разрешение на строительство требуется в таких случаях:

  • Возведение жилого дома (для индивидуального проживания или с большим числом квартир).
  • Строительство технически сложных и гидротехнических сооружений, а также объектов, связанных с добычей ископаемых, опасных или чрезмерно опасных строительных сооружений.
  • Постройка дорог в автомобильном или железнодорожном секторе, а также иные виды сооружений (капитальных или линейных).

Рассматривать, на какие объекты требуется разрешение на строительство, можно долго. По сути, это почти все сооружения (здания), кроме некоторых исключений (о них пойдет речь ниже).

  Отдельное внимание стоит уделить возведению (восстановлению) зданий, которые находятся на охраняемых ЗУ, относящихся к категории культнаследия.

Без одобрения уполномоченных органов выполнение любых мероприятий на сооружениях культнаследия запрещено (в частности, при изменении конструкции, показателей безопасности и надежности).

Таким образом, возведение (восстановление) серьезного объекта без прохождения бюрократических процедур, связанных с получением одобрения невозможно. Но существует ряд исключений, о которых упомянем ниже.

Получение одобрения не нужно:

  • Для вспомогательных объектов, расположенных на частном участке и принадлежащих физлицу. Но здесь имеется нюанс. Если земельный надел отнесен к садовому или дачному участку, в получении разрешения нет потребности, а при возведении частного дома для проживания без разрешительной документации не обойтись.
  • Для гаражей, бань, сараев, тепличных и прочих простых объектов. Это условие актуально, если сооружение будет применяться в личных целях. Изготовление чего-либо, предоставление услуг и выполнение иных работ, направленных на привлечение прибыли, запрещено.
  • Для объектов, которые не относятся к капитальным сооружениям. В эту категорию входят небольшие ангары каркасной конструкции, павильоны небольшой площади и ременные здания (без фундамента и с возможностью быстрого демонтажа или перемещения).
  • Для вспомогательных зданий, которые возводятся вблизи торговых точке или жилых сооружений. Как примеру, к ТЦ или магазинам достраивает выставочные помещения, склады, специальные тамбуры и прочие объекты.

Трудности

Даже в рассмотренных ситуациях важно понимать, в каких случаях необходимо разрешение на строительство.

Так, чтобы обойтись без одобрения, готовый объект не должен иметь самостоятельного статуса (по всей документации он проводится как вспомогательный объект). И здесь в законах РФ имеется недоработка.

В них нет пояснения термина «вспомогательной постройки», из-за чего при строительстве сооружений часто возникают спорные ситуации.

Если говорить в целом, к вспомогательным относятся те постройки, которые несут минимальную функциональную нагрузку.

То есть сооружение не сможет работать без базового объекта, имеет неважные конструктивные детали и не выходит за пределы ЗУ главного сооружения.

Вместе с этим вспомогательное здание должно быть обособленным, но иметь четкую связь с основным объектом. Кроме того, вспомогательная постройка, как правило, имеет отдельный вход.

  Немного солнца в окошке

Когда речь идет о пристройке к жилым объектам, также появляются спорные нюансы. Так, при возведении сарая, гаража или сеней в оформлении разрешения нет потребности. Если же владелец строит хозяйственный объект,  однозначного ответа о возможности постройки без одобрения уполномоченных органов нет.

В градостроительном регламенте указано, что разрешение на строительство не требуется, если изменения:

  • Не сказываются на уровне безопасности сооружения и не затрагивают прав 3-их лиц.
  • Не превышают установленные параметры (те, что уже разрешены).

Указанные правила нашли отражение в ГК РФ. Они касаются норм выделения земли под возведение тех или иных объектов, определения расстояний до сооружений и так далее.

Полномочия местных властей

В ГрК РФ (статье 51) указано, на какое строительство получать разрешение не требуется. Но бывают ситуации, когда в этот список попадают дополнительные объекты. Они вносятся в перечень по решению муниципальных органов власти.

К примеру, в столичном регионе действует закон под номером 15/99-П. В нем указано, что электросетевые объекты с напряжением до 20 кВ можно строить без разрешения. Нет в нем необходимости и при восстановлении этих сооружений (кроме тех, которые относятся к категории линейных).

Также не требуется одобрение властей при возведении газопроводов с давлением до 0,6 МПа, линейно-кабельных устройств для обеспечения связи, кабельных линий. В эту категорию входит и восстановление инженерных сетей, в том числе ЛЭП, линий связи, водо- и газопроводов и канализационных сетей.

В последнем случае необходимо, чтобы размер охранной зоны после завершения работ остался на прежнем уровне. Можно обойтись без дополнительной бюрократии, когда планируется возведение (восстановление) тепловых сетей.

Если речь идет о сложном или опасном объекте, разрешение на строительство необходимо (указанные  выше исключения не работают).

Существуют нюансы и для Ленинградской области. Здесь работает закон под номером 38-ОЗ, определяющий ряд исключений при оформлении разрешения на возведение (реконструкции) объекта. В нем указываются:

  • Открытые площадки, пляжные территории.
  • Здания, которые возводятся на рекреационных земельных участках. Речь идет о сооружениях, имеющих физкультурно-оздоровительную направленность, до 2-х этажей и до 1500 «квадрат» площади.
  • Частные автомобильные дороги, не предназначенные для общего применения.
  • Пруды, колодца и водохранилища с ограничением в 100 «кубов».
  • Инженерные коммуникации, которые совпадают по рассмотренному выше перечню.

  Все о кадастровой оценке земельных участков

Каждый регион вправе определять, в каком случае выдается разрешение на строительство, а в каких ситуациях процесс оформления упрощается. При этом требования местных органов не должны идти вразрез с действующим на федеральном уровне законодательством. Вот почему перед началом мероприятий важно изучить не только общие требования, но и законы местных органов власти.

О вспомогательных сооружениях

Выше сказано об объектах со статусом «вспомогательные». Для лучшего понимания приведем перечень сооружений, которые суды относили к упомянутой категории и позволяли возводить без разрешения на строительство:

  • Конструкции для освещения улиц.
  • Производственная площадка с плиточной поверхностью.
  • Объект для размещения инженерных элементов.
  • Блочный пункт ГРПШ на газопроводном участке.
  • Блочный модуль для комплектного распредустройства.
  • Прочие сооружения.

Итоги

Выше мы рассмотрели, на какое строительство разрешение не требуется, и когда оно обязательно. Эти нюансы четко прописаны в ГК РФ. Сложность в том, что градостроительный кодекс и прочая нормативная документация не поясняют, что именно относится к объектам вспомогательного характера. Бытует мнение, что это сделано намеренно.

Цель — упростить оформление бумаг на здания, которые не могут работать самостоятельно. Но у такого “попустительства” имеется обратная сторона — появление спорных моментов и конфликтных ситуаций между лицом, которое ведет строительные работы, и государственными органами власти.

При этом решать проблему часто приходится через судебный орган.

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/na-kakoe-stroitelstvo-ne-trebuetsya-razreshenie-i-kogda-ono-neobxodimo/

В каком случае не нужно разрешение на строительство – список объектов

Не требуется разрешение на строительство в случаях

Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 7 800 350 61 98 – звонок по РФ бесплатен.

При строительстве дома часто требуется получить на это разрешение. Такая необходимость является повсеместной практикой, что упрощает органам местного самоуправления производить контроль за застройкой территорий населенных пунктов.

При этом каждое здание получает объективную оценку от государственных экспертов. Наличие разрешения на строительство гарантирует соблюдение застройщиком всех существующих норм и стандартов технического, санитарного характера.

В каких случаях разрешение на строительство не требуется, а также другие аспекты вопроса рассмотрим в данной статье.

Что такое разрешение на строительство?

Данное понятие предоставлено в Градостроительном кодексе Российской Федерации в первой части статьи 51.

Там говорится, что разрешение на строительство – это документ, который подтверждает, что проектная документация возводимого здания полностью соответствует плану земельного участка, утвержденному градостроительной организацией, проектам территориальной планировки и межевания.

При наличии такого документа застройщик имеет право производить реконструкцию, капитальный ремонт или постройку указанного в документе проекта на желаемой территории.

Если же здание возводилось без наличия разрешения, оно подлежит сносу. А на владельца накладывается штраф в размере, предусмотренном Гражданским кодексом РФ. Поэтому, если собственник желает построить на собственном участке дом, он должен обязательно вооружиться разрешением на строительство.

Подробнее о процедуре получения разрешения на строительство дома, читайте в нашей статье.

Какие объекты не требуют разрешения на постройку?

В 17 части статьи 51 Градостроительного кодекса РФ перечислены объекты, не требующие разрешения на строительство в 2021 году:

  • гараж на земельной территории, которая находится у физлица с целью, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • объекты, возводимые на участках целевого назначения, среди которых –садоводство, ведение дачного хозяйства;
  • киоски, навесы и другие строения, которые не являются объектами капитального строительства;
  • объекты вспомогательного назначения, возводимые на земельном участке;
  • процесс изменения конструкции здания, который не затрагивает параметры надежности и безопасности, также не превышает пределы допустимого строительства, установленные регламентом градостроения;
  • процесс капитального ремонта основных зданий;
  • другие случаи, не требующие наличия обязательного разрешения, которые предусматривает Градостроительный кодекс РФ.

Ответственность за отсутствие согласования строительства

Если юридическое лицо произвело строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, но не имело на это разрешение, а объект постройки подпадает под перечень таких, которые предусматривают обязательное наличие разрешительной документации, на него накладывается административный штраф.

Размер штрафа регламентируется первой частью статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ и установлен в пределах от 500 тысяч до 1 млн рублей. Кроме штрафа может быть принято решение об административном приостановлении деятельности фирмы на срок до трех месяцев.

При том, что размер штрафа является довольно-таки существенным, более плачевным для застройщика может стать постановление о приостановлении его деятельности. Такое решение влечет за собой более серьезные последствия для проектной реализации, а также для бизнеса в целом.

Поскольку в Градостроительном кодексе указано, что получение разрешения на строительство объекта – обязанность застройщика, возникает логичный вопрос, какая ответственность генподрядчика, не позаботившегося о том, чтобы получить разрешительную документацию до начала возведения объекта?

Ответственность самая прямая, поскольку генподрядчик также является субъектом административного правонарушения, ведь возлагает осуществление строительных работ на застройщика, не предоставив ему полный пакет документов.

Как получают разрешение?

Чтобы гарантированно получить разрешение на строительств, для начала нужно позаботиться о корректной разработке проекта, учитывая все технические и инженерные аспекты. Проект является основным документом всех работ, связанных с монтажом и пуско-наладочными манипуляциями.

Существует специальная организация, которая занимается разработкой таких проектов. Кроме этого разработать рабочий проект может и сам подрядчик. Такой вариант для застройщика является самым выгодным, ведь проект будет создаваться конкретно той компанией, которая потом будет его реализовывать, то есть с самого начала будут учитываться все практические моменты и особенности.

Если заказать проект у застройщика, можно изначально возложить на него полную ответственность за подготовительные работы, а потом и за реализацию постройки.

Проект – это целый пакет документов, которые кроме плана будущего здания включает в себя и технические условия, которые необходимо получать в коммунальных службах.

Технические условия определяют, в какой способ и каким образом здание будет обеспечиваться сетями бытовых коммуникаций.

Эти расчеты должны соблюдаться в процессе работы в полном соответствии, что упростит заказчику процесс получения документов, подтверждающих сдачу объекта в эксплуатацию по итогу.

Утвердить и зарегистрировать проект можно в государственных органах. В последующем такой проект является неотъемлемой частью разрешения на строительство дома и прикрепляется к нему.

Кроме этого к пакету разрешительных документов необходимо приложить и документ, подтверждающий право собственности или длительной аренды заказчика на соответствующую земельную территорию.

Принятие решения о выдаче разрешения на строительство дома занимает около десяти дней согласно актуальному законодательству. Но из-за того, что часто возникает потребность внесения поправок и устранения недоработок в документах, получение такого разрешения может затянуться на более длительный срок.

В некоторых случаях орган, выдающий разрешение на строительство дома, может потребовать подтвердить юридическую чистоту планируемого под застройку участка. Так, если окажется что земля находится в залоге либо на нее претендует третье лицо, разрешительный документ получить не удастся.

После того как разрешение на строительство дома получено, у лица есть 10 дней, чтобы представить в местный отдел градостроения копию проектной документации, содержащую такую информацию:

  • точные замеры;
  • инженерно-геодезические изыскания;
  • каким образом будут подведены коммунальные сообщения;
  • подробнейший план постройки.

Все вышеуказанные данные заносятся в общую информационную базу.

Самый оптимальный вариант для быстрого получения разрешительной документации на строительство дома – способ с передачей всех полномочий специальной компании, которая является профессионалом в подобных вопросах.

Несмотря на то, что изначально оплата этой услуги может показаться довольно-таки высокой, ее размер значительно компенсируется сэкономленным временем и нервами, если лицо решает самостоятельно ходить по всем инстанциям и собирать необходимую документацию.

В процессе часто возникает необходимость вносить исправления в проект. Также нынешние реалии таковы, что неизбежны столкновения с коррупционными схемами, которые повсеместно присутствуют в организациях, выдающих такие разрешения.

А если застройщик довериться опытному посреднику, вдобавок ко всему получит гарантии выполнения заказа в срок и в полном соответствии с законодательством. Это позволит эффективнее планировать все рабочие процессы.

Моменты, которые не описаны в Градостроительном кодексе

Найти в Градостроительном кодексе РФ перечень конструкций, подпадающих под понятия объектов капитального строительства не получится. Там указаны признаки, по которым можно отличить объекты вспомогательного назначения, но четкого понимания и отличия между ними нет.

Из-за законодательного пробела часто возникает путаница понятий, а также сложности в понимании порядка и применении норм подзаконных актов.

Неправильная трактовка закона порождает возникновение глупых ошибок, которые имеют неблагоприятные последствия для физических и юридических лиц.

Рассмотрим конкретный случай на примере пристройки балкона в квартире на первом этаже многоэтажного дома. Собственник старается компенсировать отсутствие у него лоджии путем возведения такой постройки, но с правовой точки зрения это ситуация довольно сложная.

Первый вариант – это демонтировать балконную плиту которая разделяет конструкцию, тем самым внести изменения в параметры многоэтажного дома. Таким образом собственник квартиры может присоединить балкон (расширить уже имеющийся), но для этого необходимо получить согласие соседей. При наличии одобрения не надо разрешение на строительство.

Если же присоединение балкона является невозможным без демонтажа конструкции дома, которые являются несущими, разрешение на строительство балкона – необходимое условие.

Но ни один из указанных вариантов не описан в Градостроительном кодекс, так как он не разъясняет конкретные ситуации, возникающие в строительной сфере. Чтобы получить ясность в решении похожих вопросов и понимать, когда нужно разрешение на строительство, следует обращаться к подзаконным актам ведомств, имеющих соответствующие полномочия.

Так, в вопросе перепланировки конструкций помещений и присоединении вспомогательных помещений к основным необходимо руководствоваться письмом Минстроя от 1 авг. 2019 года № 28475-ОГ/04.

Выводы

Если застройщик возводит объект капитальной стройки, он обязан получить разрешающую документацию. Без разрешения на постройку все мероприятие будет считаться незаконным.

Но какие именно объекты подпадают под перечень капитальных, в законодательстве не указано. Следует помнить, что если присутствуют сомнения о категории планируемого здания, лучше обратиться за разрешением.

Если оно не потребуется – об этом в градостроительной организации сообщат.

Обновление статьи: 11.02.2021

Источник: https://tvoj-yurist.ru/razreshenie-na-stroitelstvo-ne-trebuetsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.